33 улья

Единственная тайна пасек. Сайт создан по материалам знаменитого пасечника Юлиана Любенецкого.

Еще по теме:

 

пчела

Реклама:

майПо материалам Н.И. Кривцова, В.И. Лебедева, О.К. Чупахиной, В.И. Чупахина

Январь, Февраль, Март, Апрель, Май, Июнь, Июль, Август, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь. __________________________________________

Ранний излет пчел - к ранней весне.

Перед ненастьем пчелы спешат укрыться в ульях.

Если пчелы приносят очень тяжелую обножку, будет гроза или пройдет дождь.

Если пчелы роем гудят на цветущей рябине - завтра будет ясный день.

Если пчела садится на вишневый цвет, вишня уродится, а если нет - вишни не будет.

Пчелиная семья быстро разрастается. Появляются трутни. Наступает время вывода маток и замена ими малоплодовитых и старых, а также для комплектования отводков. Слабым пчелиным семьям помогают расплодом и пчелами от сильных семей, чтобы подготовить их к июньскому медосбору. Сильным семьям в начале цветения садов ставят третьи корпуса. Нередко в конце цветения садов пчелы начинают роиться. Пчеловод должен быть готов к приему роев.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

В центральных районах России в первой декаде мая закан­чивается полное обновление пчел в пчелиных семьях. На сме­ну зимовавшим пчелам нарождаются молодые, которым пред­стоит работа в активном сезоне.

В это время цветут медуница, разные виды ивы и клена, оду­ванчик, плодовые и косточковые культуры. Пчелиные матки приступают к интенсивной яйцекладке. В мае пчеловод дол­жен создать все условия для нормального роста и развития пчелиных семей.

Основная забота пчеловода — расширение гнезд. Как толь­ко все рамки гнезда будут обсиживаться пчелами, рядом с крайней расплодной рамкой ставят полноценный пустой сот, а если идет хороший поддерживающий медосбор, то вместо сота — рамку с вощиной.

Чтобы не «разрывать» гнезда, рамку с вощиной ставят меж­ду последней рамкой с расплодом и кормовой рамкой. Если позволяют погодные и медосборные условия, можно ставить сразу по 2 — 3 рамки. Часть старых сотов постепенно заменяют вновь отстроенными.

При отсутствии медосбора строительство сотов прекраща­ется и расширять гнезда приходится готовыми сотами, «су­шью». Отбирать из запаса качественные светло — коричневые соты. Старые темные соты выбраковывают и перетапливают на воск.

В местах с сильными ранневесенними медоносами и пыльценосами расширять пчелиные гнезда можно целыми корпуса­ми (в особенности на крупных пасеках, где выравнивают силу пчелиных семей). Особенно это удобно для пасек, применяю­щих многокорпусное содержание пчел. Корпуса предвари­тельно заполняется рамками с качественными маломедными сотами. При наличии устойчивого поддерживающего медос­бора корпуса комплектуют маломедными сотами вперемежку с рамками вощины. При многокорпусном содержании третий корпус ставят в «в разрез» между обжитыми первым и вторым корпусами.

При двухкорпусном содержании пчел второй корпус ставят с переносом в него 2 — 3 рамок с запечатанным расплодом из нижнего корпуса, а освободившееся место заполняют рамками с кормовыми сотами, сушью или вощиной.

Вывод маток и трутней

Успех современного пчеловодства полностью зависит от бесперебойного снабжения пасек качественными пчелиными матками. В естественных условиях без вмешательства пчеловода пчелиная семья сама выводит молодых маток: свищевых (при внезапной потере старой матки), роевых (при подготовке к роению) и маток «тихой смены» (при наличии дефектов у старой матки). Существуют методы искусственного вывода маток, которые базируются на биологических закономерностях, имеющих место при выводе свищевых маток. При соблюдении правильной технологии искусственно выведенные матки не уступают по качеству маткам, выведенным естественным путем, а иногда и превосходят их.

Качество маток определяется условиями их выращивания и кормления, экстерьерными и интерьерными признаками.

Для получения качественных маток необходимо:

1. выбирать наиболее благоприятные сроки вывода в зависимости от состояния семей, характера медосбора и климатических условий;

2. использовать для выращивания полноценные семьи-воспитательницы, поскольку только в них можно создать оптимальный микроклимат;

3. обеспечить обильное и сбалансированное кормление личинок;

4. для прививок брать самые молодые личинки;

5. учитывать состояние нуклеусного улья (возрастной состав пчел, микроклимат гнезда, объем нуклеусов);

6. контролировать живую массу маток и число яйцевых трубочек.

Качественная и ценная в племенном отношении пчелиная матка определяет качество пчелиной семьи, и, в конечном счете, ее продуктивность.

Вывод трутней

Планируя получение плодных пчелиных маток, необходимо принять все меры для того, чтобы ко времени их вылета на спаривание на пасеке было достаточное количество полноценных трутней нужного происхождения.

Пчелиные семьи для вывода трутней намечают в соответствии с планом селекционной работы и целями пчеловода по данным предварительной оценки или бонитировки.

Рамки (как правило, две) с пустыми трутневыми сотами для получения трутневого расплода целесообразно подставлять в семьи в конце лета, перед подкормкой пчел на зиму или же в первую половину апреля после весеннего облета. В любом случае необходимо помнить, что трутневый расплод должен появляться в семьях-воспитательницах не позже чем за 2 недели до первых прививок.

В течение всего весенне-летнего периода за счет использования углеводно-белковых подкормок необходимо стимулировать выращивание трутней.

Вывод неплодных маток

Специально подготовленные тем или иным способом пчелиные семьи, в которых из молодых личинок выращивают неплодных пчелиных маток, называют семьями-воспитательницами. Все способы основаны на том, что из семьи отбирают матку или изолируют ее, давая, таким образом, пчелам почувствовать ее отсутствие. В результате пчелы приступают к выводу новых маток.

Формирование семьи-воспитательницы с отбором матки

 Гнездо семьи за 9 сут. до постановки в нее прививочных рамок с личинками перегораживают разделительной решеткой на две части. Соты в отделении без матки к моменту постановки на воспитание личинок будут содержать только печатный расплод. Матку и соты из другого отделения отбирают и используют для формирования отводка или пчелопакета. В гнезде семьи-воспитательницы должны быть запасы углеводного корма (не менее 12— 14 кг) и пчелы всех возрастов с сохранением их естественного соотношения. Через несколько часов после отбора матки и открытого расплода в подготовленный «колодец» ставят рамку с зачатками маточников. Есть несколько модификаций этого классического способа применительно к особенностям породы пчел и условиям климата и медосбора. На 10-е сутки запечатанные маточники отбирают и используют по назначению. Регулярное подсиливание печатным расплодом из других пчелиных семей дает возможность использовать семью-воспитательницу для выращивания нескольких партий маточников.

Если пчеловод вовремя не отберет печатные маточники, первая же вышедшая молодая матка уничтожит все остальные маточники.

Формирование семьи-воспитательницы без отбора матки

Суть этого способа заключается в том, что в выводе маток принимают участие семья-«стартер», семья-воспитательница и семья-инкубатор.

Семья-«стартер» выполняет функцию приемщицы личинок. Ее формируют накануне дня прививки личинок: отбирают матку и весь открытый расплод, оставляя рамки с медом (8—10 кг), пергой (не менее 2 рамок), печатным расплодом (не менее 4 рамок) и 2 — 3 кг пчел. Не каждая пчелиная семья может выполнять функцию хорошего стартера, а лишь обладающая повышенной склонностью к приему личинок. В такую семью можно давать до 100 привитых личинок. Через сутки после приема их переносят в семью-воспитательницу.

Семья-воспитательница, предназначенная для докармливания принятых семьей-«стартером» личинок, должна быть сильной (20 — 24 улочки пчел). При использовании двухкорпусного улья разделительную решетку помещают между корпусами, оставляя матку, печатный расплод и пустые соты «под засев» в нижнем корпусе, а открытый расплод и кормовые рамки — в верхнем. В ульях-лежаках прививочную рамку с 30 зачатками маточников ставят между рамками с открытым расплодом.

В семьи-инкубаторы прививочные рамки переставляют после запечатывания маточников и заключения их клеточ­ки Титова. Функция этих семей — создание оптимального микроклимата и необходимых условий для дальнейшего выращивания маток. Можно использовать также специальные шкафы-инкубаторы, в которых температуру поддерживают на уровне 34,5 °С, а относительную влажность воздуха — 70%.

Подготовка личинок для выращивания маток

Наиболее просты и доступны любому пчеловоду способы подготовки личинок без переноса их в специальные мисочки по способу Миллера, по способу Аллея и способу Цандера.

По способу Миллера к верхнему бруску пустой гнездовой рамки прикрепляют 3 — 4 куска искусственной вощины в виде треугольников шириной около 5 см у основания таким обра­зом, чтобы их вершины не доходили до нижней рейки на 5 см. В пчелиной семье оставляют две рамки с расплодом, между которыми помещают подготовительную рамку и рамки с кормом. Через неделю эту рамку достают из гнезда и подрезают по горизонтали на S— 1/3 высоты треугольников, а на месте среза молодых личинок прореживают, оставляя каждую третью. После этого подготовленную таким образом рамку переносят в семью-воспитательницу.

По способу Аллея в старом пустом соте вырезают по всей длине окно, верхний срез которого выполняют в виде плавной дуги выпуклостью вниз. Из сота с молодыми личинками вырезают полоски с ячейками в один ряд, подрезают их слегка нагретым ножом на половину высоты, прореживают через две, слегка расширяют верх ячеек и прикрепляют полоску к дугообразному срезу в верхней части окна.

По способу Цандера полоску сота с однодневными личинками подрезают нагретым ножом на половину высоты ячеек и разрезают на отдельные ячейки. Каждую ячейку сверху расширяют тонкой палочкой и тыльной стороной прикрепляют с помощью расплавленного воска к деревянному брусочку или патрончику, а затем к рейкам прививочной рамки и переносят в семью-воспитательницу.

Довольно широко применяют, особенно пчеловодылюбители, искусственные сотики для вывода маток без переноса личинок. В комплект сотика входят двухсторонняя пластмассовая коробка, решетчатая крышка для изоляции маток, пластмассовая решетка (корпус), на которой выштампована матрица для основания ячеек сотов, и пластмассовые мисочки с приспособлениями для крепления. В настоящем «джентерском» (по имени автора) соте мисочки эти разборные и состоят из заглушек с донышками (основаниями ячеек) и конических пластмассовых чашечек (начала стенок маточников).

Корпус сота крепят к середине хорошо отсроенной рамки и вставляют донышки-заглушки. Рамку вместе с сотиком задень до получения яиц сбрызгивают теплым сиропом и ставят в улей для шлифовки пчелами. На следующий день рамку вынимают, отыскивают на поверхности сота матку и прикрывают крышечкой, вынуждая ее откладывать яйца в ячейки искусственного сотика. Через 3 —4 ч матку выпускают. Спустя 3,5 сут. из яиц выводятся личинки, и пчелы начинают их кормить. Затем сот переносят пасечный домик, вынимают донышки с молодыми личинками, надевают на них чашечки, закрепляют на планках прививочной рамки и помещают в семью-воспитательницу.

Перед повторным использованием искусственный сотик сбрызгивают сахарным сиропом и ставят в семью на 2 — 3 ч для очистки пчелами.

Прививка яиц

 При этом пользуются специальным прибором, состоящим из трубочки с острыми краями диаметром 4 мм и выталкивающего приспособления. Конец трубочки вводят в ячейку с яйцом, нажатием вырезают кусочек донышка, не травмируя яйцо, затем переносят конец аппарата в мисочку и с помощью выталкивающего устройства прижимают кусочек донышка с яйцом ко дну мисочки. Затем обычным способом подготовленную прививочную рамку переносят в семью-воспитательницу.

Прививка личинок

Для работы по этому способу необходимы прежде всего мисочки (восковые или пластмассовые). С помощью расплавленного воска их приклеивают к деревянным планкам, которые крепят на планках прививочной рамки.

Прививочная рамка
Прививочная рамка: а — общий вид; б - прививочная планка; в — прорезь в прививочной рамке; г — способ закрепления прививочной планки в боковой стенке рамки; д — боковая планка (вид сбоку); е — мисочка, прикрепленная к прививочной планке.

Восковые мисочки изготовляют с помощью деревянного шаблона длиной 8—10 см с закругленным, хорошо отшлифованным концом диаметром 8,5 — 9,0 мм у начала закругления. Каждый раз шаблон погружают сначала в холодную, а затем 4 — 5 раз в расплавленной водяной бане воск при температуре 70 °С.

Подготовленную таким образом прививочную рамку с мисочками ставят на несколько часов в семью — воспитательницу для полировки пчелами, а затем переносят в лабораторию (или другое пасечное помещение) для прививки личинок. К этому времени необходимо позаботиться о специальной подготовке личинок. В племенной семье матку отсаживают в изолятор из разделительной решетки с тремя гнездовыми сотами — крайние с кормом и расплодом и средний — для откладки яиц. Изолятор ставят в центре гнезда напротив летка. В таких условиях матка откладывает ограниченное количество яиц, но зато они более крупные и качественные. Выведенных из этих яиц личинок используют для прививки.

Переносят личинок (не старше 12 ч) из сота в мисочки прививочной рамки с помощью специального шпателя.

Шпатель можно изготовить из алюминиевой проволоки или нержавеющей стали, выточив на конце и тщательно отшлифовав лопаточку шириной 1,0 — 1,5 мм.

На дно мисочек раскладывают для улучшения приема крошечную капельку маточного молочка или меда, личинок из сота поддевают шпателем со стороны спинки и опускают в мисочку то же стороной, как она лежала в ячейке. Рамки с привитыми личинками помещают в заранее подготовленное для нее место в семье — воспитательнице.

Двойная прививка личинок

 Суть этого способа состоит в том, что в подготовленные мисочки (без корма) переносятся любые личинки и прививочную рамку ставят в семью-воспитательницу на 10 — 12 ч.

Затем рамку забирают, выбрасывают из мисочек принятых личинок, а на их место прививаются племенные личинки. Способ способствует улучшению качества маток.

Работа семьями-воспитательницами

 Выбранные для вывода маток семьи-воспитательницы должны быть достаточно сильными для обеспечения необходимой температуры в зоне выращивания личинок, а также должны иметь большой резерв молодых пчел-кормилиц и обеспечиваться углеводными и белковыми кормами. Так как развитие матки заканчивается, обычно через 12 сут. После постановки личинок на маточное воспитание, то уже на 10 —й день необходимо печатные маточники заключить в клеточки Титова и поместить в рамкиинкубаторы. Дальнейшее дозревание их может продолжаться либо в пчелиной семье, либо в шкафу-термостате. Работа по выводу маток невозможна без графика-календаря, в котором отмечают следующие основные моменты (таблица). Разумеется, у каждого матковода может быть своя модификация календаря.

Вышедших маток оценивают по внешнему виду, выбраковывают с имеющимися уродствами и аномалиями. Одним из основных показателей качества матки является их масса. Неплодных маток взвешивают сразу же после выхода из маточника.

Получение плодных маток. Для спаривания неплодных маток с трутнями используют специально сформированные для этой цели маленькие семейки — нуклеусы. Типы и конструкции их чрезвычайно разнообразны.

В средней полосе, особенно при работе со среднерусскими пчелами, используют нуклеусы на 1/4, 1/2 и даже на полную стандартную гнездовую рамку (435x300 мм), а в южных питомниках для работы с пчелами серой горной кавказской породы применяют рамки меньшего размера — на 1/8 и даже на 1/16 стандартной.
нуклеусные ульи
Нуклеусные ульи
(а — продольный разрез; б - поперечный разрез): I — восьмиместный; II - четырехместный.

Нуклеусные ульи могут быть как одноместными, так и многоместными. Отделения многоместного улья взаимно обогреваются, экономически он дешевле, но в нем затруднена ориентировка маток, возвращающихся после спаривания, и больше вероятность их потери. Чем больше размеры нуклеусного улья, тем оптимальнее в нем условия для получения полноценных маток.

Очень распространен четырехместный нуклеусный улей на j стандартной гнездовой рамки. Нуклеус такого типа формируют следующим образом. В каждое отделение ставят одну рамку с кормом, одну рамку со зрелым печатным расплодом, подготовленную описанным ранее способом в пчелиной семье, и пустой сот. Если рамки с печатным расплодом не были приготовлены заранее, можно обойтись и без них, но при этом в кормушки надо регулярно подливать сахарный сироп для предотвращения слетов пчел. В каждое отделение заселяют 150 г молодых пчел. Пчел отбирают от сильных семей, стряхивая их с рамок в фанерный ящик. Стряхнув достаточное количество пчел, ящик с открытым летком ставят на несколько часов в тень и дают возможность слететь старым пчелам.

Одновременно с пчелами в центр нуклеусного гнезда подсаживают неплодных маток, изолированных в клеточках Титова с заклеенным вощиной нижним отверстием или зрелых маток (на выходе). Через сутки нуклеусы осматривают, проверяют их состояние и наличие матки. Через 7 — 8 дней матки при благоприятной погоде вылетают на спаривание, а на 12—14 день приступают к яйцекладке. Молодых маток держат 2 — 3 дня, затем их отбирают и заменяют неплодными.

Нуклеусный парк должен находиться на некотором удалении от пасеки в местности с хорошими ориентирами. Вокруг него размещают группы отцовских семей. При этом учитывают, что для каждой неплодной матки необходимо не менее семи трутней (можно и больше) для обеспечения их быстрой встречи при спаривании и достаточного наполнения сперматеки.

Перевозят плодных маток в деревянных пересылочных клеточках в сопровождении 10—15 пчел. В кормовое отделение клеточек помещают 25 г сахаромедового теста (1 часть жидкого меда и 4 части сахарной пудры).

 

пчела Об авторе | Карта сайта | Сообщить об ошибке | Почта | © Сайт работает с 2011 г. Яндекс.Метрика