33 улья

Единственная тайна пасек. Сайт создан по материалам знаменитого пасечника Юлиана Любенецкого.

Еще по теме :

пчела

Реклама:

Перевозка пасеки

Лучше и удобнее перевозить пчел весною и осенью: тогда в ульях сила невелика, время холодное, занос не очень мягок и нет опасности, что пчелы задохнутся или что соты обрушатся. Во время больших морозов не трогайте пчел с места, иначе оцепенеет много силы, когда пчелы разбредутся из гнезда по улью.

Перевозка пчел весною, осенью и зимою не требует особенных хлопот. Каковы бы ни были ульи, совершенно достаточно, если летки будут задвинуты решеткою. Сильным затворчатым семьям можно, кроме того, оставить у за­творов щели, настолько узкие, чтобы пчелы не могли проходить сквозь них. Бездонки же надобно обвязать повязками, а за недостатком по­следних можно заткнуть их снизу тугою вязанкою соломы или сена.

Транспорт, на котором перевозятся пчелы, должен быть толсто выстлан мятою соломою или иною подстилкою.

При перевозке пчел весною, осенью или зимою, ульи укладывают­ся на транспорт в лежачем положении, в длину один за другим, сколько помес­тится, причем необходимо перекладывать их соломою, чтобы не было толчков. В особенности надобно наблюдать, чтобы при укладке ульев соты не лежали плашмя, но ребром. Лежаки безопаснее всего помещать на транспорт: тогда можно быть уверенным, что соты не оборвутся. Нагрузив транспорт, необходимо перетянуть ульи веревкою, прикрепляя их, чтобы они не могли шататься. Отъехавши немного, когда все осядет, перетянуть веревки туже. Если же ульи качаются и толкают друг дру­га, то соты легко обрываются.

Но совершенно иных предосторожностей требует перевозка пасеки летом, когда время жаркое, а в ульях уже много силы и расплода и занос еще молод, ибо тогда пчелы легко могут задохнуться, а соты оборваться. Прежде всего не следует перевозить пчел днем и в жаркое время, а только ночью, причем выбирать ночи холодные, а еще лучше — дождливые, когда и дорога бывает несколько мягче. Бездонки надобно завязывать снизу повязками очень жидкими, а в затворчатых ульях прикрыть затворы жидким холстом или решеткой, пропускающими как можно больше воздуха. Не полагайтесь на одни решетки и ситечки в летках или щели у затворов, а поступайте следующим образом.

Бездонок, если у него занос молодой и расплод находится в самых концах сотов, переверните головою вниз и дайте в занос распорки, втыкая в каждый промежуток между сотами прут, толстый тростник или кусок рогожи, не прямо, а поперек улья, упирая концами в стенки его. Тогда молодые соты не слягутся вместе, что иначе легко могло бы случиться, в особенности в бездонках, широких внизу. В бездонках, кото­рые имеют старый занос или не имеют внизу расплода, распорки эти излишни. Потом обвяжите бездонок весьма жидкою повязкой, потому что под густым (плотным) холстом сильные пчелы могут задохнуться, а соты непременно оборвутся.

Таким образом снаряженные и еще до наступления ночи обвязанные бездонки надобно наклонить несколько набок, подпирая их или подкладывая внизу кирпичи, чтобы через повязку внутрь улья проникала прохлада и соты немного затвердели. Летки не закрывайте ситечками впредь до самой укладки ульев на транспорт после заката солнца. Летом нельзя укладывать бездонки. А должно ставить их прямо, но непременно головою внизу, а повязкою кверху, и по возможности тщательнее перекладывать мятою соломою, чтобы они не толкались.

В бортях и колодных стояках, если они имеют подвижное дно внизу, надобно отнять последнее и дать распорки, как в бездонках, а также обвязать редкою повязкою. Если же у них дно неподвижное, то нужно поотнимать затворы, затянув их потом жидким холстом. А чтобы холст этот плотнее прилегал к краям затвора, приколотите кругом колотые лозовые прутики. Летки же следует закрыть решетками или ситечками так, чтобы проходило побольше воздуха. Нагружая транспорт, довольно трудно поставить толстые колоды головою вниз, как бездонки, следовательно, их приходится класть в длину; но при этом необходимо по крайней мере на­блюдать, чтобы соты не легли плашмя, но ребром книзу, и чтобы подстилка не заслоняла обвязок затвора. Во всяком случае, никто не станет таскать во время медосбора большие колоды, и я говорю об этом единственно на тот конец, если бы кому-нибудь пришлось перевозить их летом по причине перемещения пасеки.

Точно так же никто не повезет летом на медосбор больших колодных лежаков, исключая случаи перенесения в другую местность. В этом случае следует отнять оба затвора, обвязать лежак с обеих сторон повязками и, нагружая им транспорт, положить спиною вниз.

При перевозке летом дадановских ульев, стояков или лежаков следует укладывать их на транспорт головою вниз, а дном вверх, но таким образом, чтобы соты лежали перпендикулярно к дышлу - это уменьшит влияние толчков. Кроме того, надлежит вынимать у ульев затворы и затягивать их редким холстом, который приколачивают, как выше сказано, вокруг небольшими гвоздиками сквозь колотые прутики. Можно также сделать рамку такой величины, как затвор, и, положив повязку на открытый улей, втиснуть рамку в фальц и прикрепить ее четырьмя гвоздями. Кроме того, надобно пооткрывать клапаны в магазинах и расчистить меньшие щели у магазинных затворов, дабы пчелам было где расположиться и чтобы до них достигала прохлада. Если в даданах много меда, то нужно вынуть полные соты, а по окончании медосбора возвративши пчел домой, положить таковые обратно, буде в них предвидится надобность зимою. В даданах, подлежащих перевозке, не следует разорять гнезда, ибо не прикрепленные к стенам соты могут оборваться дорогой. Если же какие-нибудь обстоятельства вынудят повредить занос, то необходимо дня два обождать перевозить ульи, чтобы пчелы снова прикрепили его.

Перевозя летом свежесобранные рои или пчел, ссыпанных для отводов в ульях, переносных ящиках или роевнях, следует обвязать или закрыть их таким образом, чтобы приток воздуха был как можно больше. А если рои уже помещены в ульи, то не ставьте их на транспорт стоймя, а укладывайте в длину, в противном случае пчелы легко могут задохнуться, в особенности если сила велика.

Само собою разумеется, что если приходится перевозить большую пасеку, то следует осмотреть и пообвязывать ульи днем, оставляя только летки открытыми, а вечером, когда пчела возвратится с поля, затянуть их. Надобно осматривать каждый улей со всех сторон, чтобы не было щелей или отверстий, через которые пчелы могли бы уходить. Все это необходимо исполнить днем, ибо вечером не хватит времени, и будет сделано кое-как.

При необходимости перевозки из ульев удаляют соты с напрыском, полностью заполненные медом и недостроенные (свободное пространство заполняют пустыми коричневыми со­тами), а также утепляющие подушки и маты. Рамки без разделителей жестко закрепляют раз­делителями; разъемные части улья (дно, корпуса, магазинные надставки, подкрышник, кры­шу) скрепляют ульевыми скрепами. Сверху пустого подкрышника или магазинной надстав­ки кладут вентиляционную сетку. Ульи размещают на транспорте в 2—3 яруса, отделяя ряды рейками или досками.

Лучше и безопаснее всего перевозить пасеку ночью, ибо тогда прохладнее и нет опасности, что пчелы будут жалить лошадей, если ими пользуетесь. Днем же, если пчелы нападут на лошадей, может случиться несчастье, ибо тогда не удержать последних, они могут разнести воз и пропасть сами. Волы не так боятся ужалений пчел, и потому их удобнее употреблять для перевозки пасеки, особенно днем; ночью же и для лошадей нет никакой опасности. Летом никоим образом нельзя перевозить пасеку днем; это можно делать только зимой, весной и осенью, но при этом необходимо осмотреть ульи как можно тщательнее, дабы пчелы не могли выходить наружу. Отнюдь не следует перевозить сильные семьи летом ни днем, ни даже в теплую ночь, иначе они задохнутся или же соты обрушаться. Тронувшись с места с нагруженным пчелами транспорт, надобно ехать как можно тише, пока пчелы не привыкнут к тряске и не успокоятся несколько. Отьехав несколько метров, необходимо, как уже было сказано, перетянуть веревки. Затем, если пчелы сильны и тяжелы и дорога ровная, можно ехать немного скорее.

Если пчелы в дороге сильно гудят и через повязку чувствителен жар, то надобно вспрыснуть повязку водою; тогда, охладившись, они успокоятся. Но если это не помогает и из улья продолжает валить сильный жар, тогда нет спасения; остается только открыть немного повязку или затвор, а также летки, чтобы пчелы могли выйти наружу и несколько охладиться, иначе они задохнутся и обрушатся. Само собой разумеется, что делать это можно только ночью, ибо тогда ни одна пчела не улетит, хотя они густо выступят наружу, но когда охладятся, сейчас же влезут в улей тем же путем, каким вышли из него, если вы остановитесь на некоторое время. По той же причине не следует ничего предпринимать, если при перевозке пчел ночью некоторые из них выйдут наружу через щель, не затыкайте этой щели — и пчелы сами влезут обратно в улей. Но при перевозке пчел днем, если хотя одна из них выйдет через щель наружу, следует залепить глиною, ко­торую всегда иметь готовую, и пчелу и щель. Днем безопаснее всего вести ульи завязанными в мешках; только не всякий улей поместится в мешок.

Если пасека перевозится раннею весною или поздней осенью так далеко, что приходится быть в дороге несколько дней, то, проехав сколько удастся ночью, со светом надобно остановиться где-нибудь в темном месте, осмотреть ульи, чтобы пчелы не выходили и, простояв весь день, вечером тронуться в дальнейший путь. Зимою можно безопасно ехать и днем и ночью. Если же придется везти пчел далеко летом или же весною, когда уже сила велика, то необходимо выпускать пчел на день. В таком случае, как только начинает светать, надобно отъехать в сторону от дороги и выпустить пчел: пусть они летают в течение дня, а вечером, когда они возвратятся, опять обвязать ульи, разгрузить по-прежнему транспорт и продолжать путь ночью. Но лучше всего летом не таскаться далеко с пчелами, если в этом нет особенно настоятельной надобности.

пчела Об авторе | Карта сайта | Сообщить об ошибке | Почта | ©2011-2017 Пасека "33 улья " Яндекс.Метрика